Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Балбес неуправляемый
 
Промозглый пасмурный февраль 1865 года. Вдоль книжного развала на рю де Шатанье медленно бредет косматый, одетый в жуткие лохмотья, бродяга - клошар. Вот он приостановился и заглянул через плечо молодого человека на прилавок. В первом ряду - только что вышедшая книжка одного из самых популярных во Франции, да и не только, писателя - мсье Жюля Верна - "С Земли на Луну". Молодой человек поднял ее и начал неспешно перелистывать. Бродяга через плечо юноши внимательно присматривался к тексту и вдруг на чистейшем русском языке пробормотал:
- Балбес неуправляемый! - и двинулся в сторону плас де ла Либерте. - Сколько потом будет проблем с этими пушками:

Холодный ноябрь 1963 года. Кабинет только недавно назначенного Председателя Государственного комитета по науке и технике СССР Константина Николаевича Руднева.
- Тема сегодняшнего сообщения - "Перспективы поисковых работ", - докладывал моложавый, как сказали бы сейчас - типично советский, чиновник, внешность которого никак не выдавала ветерана минувшей войны.
- К нам в отдел поступила аналитическая подборка из ВНТИ "Центра" и более подробные материалы из НТО КГБ. В обоих случаях, Константин Николаевич, речь идет о крайне необычных расчетах как советских, так и зарубежных физиков. Импульсом для этих исследований стал доклад Нильса Бора на конференции в Кингстоне еще в 1959 году. Мы подготовили справку, и ее текст лежит перед каждым участником нашего совещания. Мне же сейчас представляется целесообразным привести лишь наиболее разительные примеры, подчеркивающие актуальность проблемы.
Бор принял за точку отсчета динамики мировых открытий и изобретений времена цивилизаций этрусков, Древнего Китая и Древней Греции. То есть, более 25 веков до нашей эры. Ну, и плюс 20 веков нашей. Колесо, порох, понятие "атом". По мнению Бора, прогресс глобальной научно-технической мысли имеет скорость - одно открытие в пятьсот лет! В качестве образцов человеческой тупости этот Нобелевский лауреат приводит совершенно неожиданные, но и неоспоримые факты! Исследованиями магнетизма и электрических разрядов человечество стало заниматься лишь в 17-18 веках! В отличие от медицины и химии, препятствий со стороны церкви к таким работам не было! Никто не мешал и математикам и физикам! Но Бор обратил внимание на чудовищный, по его мнению, факт! Даже когда Леонардо да Винчи предложил ряд гениальных, по тем временам, инженерных решений, они были попросту отвергнуты!

Не могу не привести один, я бы сказал, неожиданный пример! Чеснок! Трудно сказать, но используют его явно не одно столетие. Кузнечное мастерство тоже не вчера изобрели. А вот известную сейчас всем давилку... Но даже сейчас, когда где-то перед войной она впервые появилась... Константин Николаевич, это пример... это просто НЕЧТО! Двадцать лет понадобилось, чтобы додуматься, что такую давилку можно сделать большой! И продавливать отварной картофель, яйца, овощи, фрукты! ДВАДЦАТЬ ЛЕТ!!!
Так вот, Бор, разумеется, не знал об аналитической работе нашего физика Льва Ландау. Задание давал еще Берия. Речь идет о дате ... как бы это сказать... потухания, что ли... нашего Солнца. Бор посчитал это сам. И высказал мысль, что для выживания человечеству нужно либо научиться управлять гравитацией и пространством, либо придумать способ не дать Солнцу потухнуть. Он пишет: "Миллионы лет, отпущенные нам, пролетят как одно мгновение! И при нынешних темпах научно-технической деятельности, нам ничего оптимистичного не светит!"
Все это представляет для нас более конкретный интерес в связи с работами с "платформой Бергсона". Да-да, я несомненно помню, что на эти работы наложены строгие ограничения. Но по данным Первого главного управления КГБ американцы, несмотря на договоренность Потсдамской конференции 45 года, кое-что со своей "платформой" делают!
Нам удалось изготовить устройство, работающее по такому же принципу, что "платформа", но миниатюрное, в виде небольшого браслета. Несколько экземпляров мы передали в ПГУ. Напомню, любые изменения прошлого немедленно сказываются на настоящем. И что самое важное, люди настоящего немедленно забывают реалии, имевшие место ДО вмешательства в прошлое. Наличие же "браслета Бергсона" позволяет знать и помнить обе реальности.
Управление аппаратом довольно просто. Я предлагаю всем присутствующим сейчас кое-что проверить. Согласны?

Перед тем, как надеть браслеты, скажите - когда закончилась Великая отечественная война?
- Ты шутишь, Игорь Николаевич? Девятого мая сорок пятого года!
 Увы, Константин Николаевич! Если бы 16 июля сорок второго года с нашей первой "платформы Бергсона" в Миассе не был отправлен в 9 ноября 1923 года двойник полковника А. Хойзингера, таки добившегося внесения в генеральный план начальника генштаба Гальдера переноса даты начала войны с первого апреля на середину лета... Если бы американцы в это же время не подменили психопата Рузвельта... Так вы хотите знать, что было в той реальности? Наденьте браслеты и поставьте время 14 декабря 1941 года. Это дата... да-да! Дата взятия Москвы гитлеровскими полчищами!

Ну? Убедились?
- М-да.... А Сталин знал про это?
- Знал. Американцы сами передали нам техдокументацию в сорок первом. Автора разработки они скрывают до сих пор. Кстати, они же и предложили в новой реальности сорок пятого, на конференции в Потсдаме, наложить жесткий запрет на использование платформы. К счастью, Сталин их понял: последствия предугадать невозможно! Выгоды не будет никому!
- И это выполняется?
- Практически платформу использует только наш Отдел "ноль". Отправка информаторов и агентов влияния. Тут ведь дело какое... Перемещение возможно только "в один конец" - "туда"! В точном соответствии с теорией Анри Бергсона. Да и по Эйнштейну и Пуанкаре тоже так выходит...
- А американцы?
- Аналогично.
- И каковы ваши предложения?
- Вот, в группе Валерия Моисеевича разработали такой план: подготовить и отправить человека, с одной стороны, инженерно технически подготовленного, с другой - как говорится, хорошо владеющего пером. Обеспечить его финансами и вменить в задачу - писать литературные произведения! Содержащие мощные научно-технические идеи. Все эти Герберты Уэлсы, это так, фантастическая шелуха. Нужно чтобы придумки автора буквально подхватывались и претворялись в жизнь! Ну и, разумеется, группу поддержки.
- Дааа.... Вы меня, признаюсь, ошеломили! Ладно. Я подумаю.
- Да, кстати... Тут одна забавная идея, т.ск., побочно возникла. Смотрите, ведь если надеть браслет на здорового человека и фиксировать текущую реальность, то он и болеть не будет! Оставить такой браслет без пульта управления и вот вам ширпотреб оборонки! А?
- Фантазер вы, Корнилов! Но: Значит ли то, что мы тут сейчас проделали, что история, как наука, получила мощный механизм : эээ: конкретизации, что ли?
- И да, и нет! По крайней мере, несколько раз реалии были изменены. Выходит, что история не константна. Общество же вряд ли способно принять такой факт!

И вновь февраль 1865 года. Молодой человек нагнал бродягу.
- В 1854 году я перевел ему на французский работы Эдгара По. Конечно, по памяти он их знал, но тут... Такая подсказка! Он сразу же написал свое "Путешествие на воздушном шаре". Несомненно под влиянием По. ...
Когда его карьера как писателя чуть было замедлилась, он по нашему совету обратился к маклерству, делу, которым он занимался до публикации "Пяти недель на воздушном шаре", вошедших в серию "Необычные путешествия". Несколько поправил материальное положение, но основная-то цель отошла на второй план! В 1862-ом, уж не знаю, наверное, по этой причине, в группе поддержки появился некий Пьер-Жюль Хетцель - издатель и писатель для детей. Он-то и взялся за нашего фантаста, засучив рукава! Начал с того, что опубликовал эти злосчастные "Необычные путешествия". Друг другу они приглянулись, и сотрудничают по сей день. Кстати, этот Хетцель также работает с Бальзаком и Жорж Санд. Слушай, а кто он был до отправки сюда? Он так внимательно читает все рукописи Верна, и даже не думает стесняться предлагать исправления. К примеру, ранняя работа Верна, "Париж двадцатого века" ему абсолютно не понравилась, и она так и не появилась в печати!
- Вопросов у тебя, Шарль... Тут главное то, что жить ему осталось сорок лет. А написать... ой, сколько! По нашим сведениям, не менее пятидесяти произведений! Я взял с собой их названия. Вот тебе и придется его вдохновлять. Как там Онорина поживает? Ее деточки не слишком донимают нашего протеже? И вот что... Не устроить ли какое-нибудь ЧП с его "родственничком", этим шизиком Гастоном? Хотя, с другой стороны, он же ему в ногу попадет... Ну, будет сидеть дома, больше времени для работы... У тебя антибиотиков достаточно?
И еще... Я ведь прибыл из двухтысячного года... Короче говоря, наши браслеты и платформы уже могут работать в оба направления. Так мы решили незадолго до кончины его забрать. А ты? В 63-й, это невозможно. А к нам, в двухтысячный?
- Нет... Это уже... или еще? не мое. Останусь тут. Да... Тебе есть, где остановиться? А знаешь, что Жюль тут как-то сказал? "Кажется, я схожу с ума. Я затерялся среди невероятных приключений моих героев. Сожалею я только об одном: я не могу сопровождать их pedibus cum jambis!" Может быть, он и согласится...

Год двухтысячный. База Отдела "ноль" в подмосковной Тарасовке.
- Итак, вы просите, нет, требуете вернуть вас в 1905 год?
- Да! Когда много лет назад меня отправляли в эту... командировку... я навсегда попрощался! Там - семья, друзья, дом...
 
  
 

- Но здесь вы сможете прожить еще долго, а там... вам 77 лет и... мы же вам сказали, через пять минут локального времени вы умрете! У вас еще масса идей, сюжетов! Вспомните, наконец, кто вы?
- Я - Жюль Верн! - он усмехнулся - И вот моя визитная карточка!
- Ладно... Встаньте на платформу!: И прощайте!

Оператор поднял со стола кусочек картона. Надпись "Jules Vern - L"еcrivain " сначала стала как бы нерезкой, потом покрылась туманом, но потом вновь проступили буквы: "Юлий Верник, ГКНТ, Отдел "0", инженер-испытатель"

© Magnum. 2005. Tartu. Estonia.
© Перевод со скандинавского Волли фон Пеннер. 2005. Tallinn. Estonia
Примечания автора:
Имена и фамилии персонажей вымышлены. Случайные совпадения суть случайность.
Памятник находятся у музея Жюля Верна в Нанте (город на западе Франции, уроженцем которого он был.
Скульптор Элизабет Сибо. 2005 г.
 
Magnum - автор электронного журнала Проза.ru www.buran.ru UA-RU Переводчик - Uaportal.com Купи е-книгу